Аналитический отчёт «Ценовой монитор рынка запчастей 2020»

Волатильность и маржинальность в разрезе товарных групп.

Дмитрий Болховский
основатель ВИН-КОД.РФ | Win-Sto.ru
эксперт аналитического агентства Aftermarket-DATA©.



1. Товарные группы: Аккумуляторы; Амортизаторы, Двигатель; Запчасти для ТО; Кузов; Салон; Подвеска, Прокладки-Сальники, Тормозная система, Лампочки, Оптика, Система охлаждения; Стекла; Топливная система, Выхлопная система; Трансмиссия и привод; Электрооборудование; Автохимия, Масла-Смазки.

2. Методика исследования. Мы использовали следующие источники данных:

  • Внутренние данные магазинов и СТО на платформе ВИН-КОД.РФ | Win-STO.ru.
    • Получаем: ликвидный ассортимент, цены закупки от поставщиков, розничные цены
    • Кол-во независимых источников – 1.400 продавцов / 350 складов поставщиков.
  • Cети и агрегаторы с доступом к данным через API
    • Получаем: цены продажи b2b, розничные цены
    • Кол-во независимых источников – 30
  • Внешние данные Интернет – непрерывный мониторинг 500 независимых открытых источников

3. Проблематика Как правило, задачу аналитики рыночных цен и маржинальности решают так. Берут ликвидный ассортимент, вычисляют медиану закупочной цены по каждому артикулу, вычисляют медиану розничной цены, подставляют в формулу Маржинальность = (Розничная цена - Цена закупки) / Розничная цена. Получают результат.

Но этот результат будет нерелевантный! Почему?

a) Практически всё дистрибьюторы делают «агрегацию» — подмешивают к собственным товарным остаткам внешние склады. Такие предложения продаются мало, но сдвигают медиану и среднее вверх.

b) Распределение цен не является нормальным. В разных регионах разный набор дистрибьюторов, разный уровень конкуренции и логистических издержек. Как следствие, разный уровень наценки Прайс производителя  Прайс b2b.

c) Серьёзная турбуленция цен возникла после валютного скачка в марте-20 и вследствие кризиса COVID19. Некоторые дистрибьюторы долго продавали остатки по старому курсу (-11%). Некоторые даже с дисконтом от закупки, чтобы покрыть ликвидность бизнеса при падении рынка.

Если цена равномерно «размазана» по выборке в широком интервале, — медиана и среднее не являются эффективными инструментами оценки.

Пример. Одномоментный срез распределения цены на позицию FORD_1719542 (горизонталь – номер предложения, вертикаль – цена руб.). Кол-во предложений 136, цена min = 1.582, max = 11.505, средняя = 5.107, 5.085. Дата среза – сентябрь 2020. Аналогичная волатильность цен наблюдается по большинству ассортиментах

Ценовой монитор рынка запчастей 2020.  Аналитика на win-sto.ru

Т. е., если для вычисления маржи и среднерыночной цены запчастей просто использовать медианы цен b2b и b2c, для каждого конкретного продавца результат будет неверным.

Для того, чтобы получить релевантную маржу, мы делаем так:

  1. Сформирована, и регулярно обновляется, ассортиментная матрица ~ 40.000 SKU – ликвидных позиций разных производителей и товарных групп.
  2. Непрерывно накапливаем сырые данные по оптовым и розничным ценам.
  3. Считаем основные статистики, сворачиваем выборку по связке brand_art, откидываем аномалии.
  4. Ищем оставшиеся товары у сетевиков. Сравниваем цену закупки и продажи с медианами по рынку. Если отклонение в рамках нормы, вычисляем маржу.
  5. Пример воронки данных по группе «подвеска»:
этап обработки данных кол-во строк
исходная база строк 900 000
убрали аномальные цены и большие сроки поставки 570 000
состыковали с универсальными брендами 520 000
свернули сводную таблицу по brand_art 32 000
нашли у сетевиков 20 000
убрали аномальные отклонения 9 000
финишная чистка 8 000

В среднем, 1 уникальная строка brand_art получается из свёртки
28 предложений независимых продавцов (900.000/32.000).
Второй этап — поиск актуальных цен, свёртка в 4 раза (8.000 / 32.000)

Маржинальность

Каналы продаж. Исходя из внутренней статистики ВИН-КОД.РФ | Win-STO/RU, продавцы применяют сложную систему ценообразования: в наличии/под заказ, по ценовым группам, по брендам, по товарным группам, по дистрибьюторам, по точкам продажи автосервис/магазин/интернет. Самые высокие наценки в автосервисе, на дешёвые запчасти и непопулярные бренды. Самые низкие – в интернет, на премиальные бренды, которые есть у всех дистрибьюторов, на группу А.

Товарные группы. В сегменте новых автотоваров можно выделить три основные группы по маржинальности:

  • Высокая маржинальность – Аксессуары, багажники и фаркопы, мото, инструмент ~ 29%
  • Средняя маржинальность – Запчасти и Автохимия ~ 23%
  • Низкая маржинальность – Шины, Диски ~ 15%

Основные факторы, определяющие уровень маржинальности для товарных категорий:

  1. Раскрученность бренда. Чем шире бренд представлен на рынке, тем ниже маржа. Самой низкой маржинальностью обладают оригинальные запчасти, и aftermarket-бренды «PREMIUM». Выше всего маржа у малоизвестных азиатских брендов и private label дистрибьюторов.
  2. Сложность представления и выбора товара онлайн. Для поиска запчасти достаточно артикула (OE номера). Для представления аксессуаров нужны картинки, видео, и развёрнутое описание параметров. Поэтому маржинальность запчастей ниже, чем у аксессуаров. В свою очередь, для подбора запчастей нужны электронные каталоги и знания устройства автомобиля. Для подбора шин достаточно знать типоразмеры колеса. Среднестатистический автолюбитель легко подберёт покрышки сам. Поэтому маржинальность шин существенно ниже, чем у запчастей.
  3. Сезонность. В сезон маржинальность шин снижается до 9%. Так же, сезонность цен наблюдается в таких товарных категориях, как моторные масла, мото-запчасти, кузовные детали и оптика.

Резюме. Чтобы понять, почему в запчастях нельзя использовать простое усреднение по рынку, надо учесть, что при суммарном заявленном ассортименте поставщиков ~ 50 млн. SKU, регулярную оборачиваются всего 40 тыс. SKU. При этом, правило 20/80 в запчастях не действует. 95% оборота приходится на низкочастотный хвост.

У дистрибьюторов и автомобильных дилеров скапливаются товарные остатки, которые лежат годами и многократно переоцениваются. Как следствие, цены на одну и туже позицию могут отличаться на порядок.

Поэтому, чтобы корректно оценить маржинальность по товарной группе, мы берём список позиций, продававшихся через нашу систему, находим эти товары у сетевиков, отбрасываем большие отклонения от медиан рынка, и фиксируем маржинальность в моменте.


Подробный аналитический отчёт и исследования рынка автокомпонентов вы можете заказать, по адресу:

Аналитика на win-sto.ru

Работаем с большими данными, используем стат-анализ, находим сложные зависимости, строим математические модели. Умеем работать с сильно зашумлённым материалом. Опишите вашу задачу, обсудим!




Работаем в рынке автозапчастей для иномарок 20 лет. Знаем сегменты: розница, автосервис, b2b дистрибьюторы, поставки на конвейер.
Артикулы запчастей с привязкой к автопарку
Графические итоги и сводки
Кросс-брендовая конкуренция, цены, ассортимент поставщиков
Получить статистику aftermarket
Опишите ваш бренд и компанию. Какая аналитика вас интересует? Хотите ли вы регулярно получать данные об автопарке, ценах конкурентов и дистрибьюторов, ликвидном ассортименте? Какие задачи по автоматизации аналитики для вас актуальны?
Отправляя данную форму, я подтверждаю согласие на обработку персональных данных
Вам нужно сформировать стратегию вывода бренда на рынок автозапчастей? Нужен консалтинг в области digital-маркетинга? Напишите нам:

Еще статьи


Свой сервис
 
© ВИН-КОД.РФ, 2018 - 2021 год.
Сайт работает на платформе ВИН-КОД.РФ
Если что, я тут..
Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование файлов cookie сервисов Google, в целях функционирования сайта. Подробнее